Почему фиктивные компании являются угрозой бизнесу?
Компании-однодневки и подставные руководители: как они усложняют честный бизнес и какие именно особенности уголовного преследования имеют место для таких категорий дел.
В 2011 году в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, установившие ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица, включая статьи 173.1 и 173.2 УК РФ. Эти нововведения были обусловлены тем, что недобросовестные предприниматели начали активно создавать подставные фирмы, так называемые «однодневки», которые служили исключительно для уклонения от уплаты налогов и сборов, а в отдельных случаях и для целей реализации различного рода преступных схем.
Такие фирмы регистрируются в налоговых органах на людей, которые не планируют управлять создаваемыми юридическими лицами. Обычно подставные лица получают различные имущественные выгоды от предпринимателей за согласие подписать необходимые для налоговых органов документы, но фактически не участвуют в управлении фирмой.
Следует отметить, что хотя рассматриваемая уголовно-правовая норма и содержится в главе, касающейся преступлений в сфере экономической деятельности, она также охватывает некоммерческие организации, которые не преследуют цели извлечения прибыли. Согласно статье 50 Гражданского кодекса РФ, к таким организациям относятся, например, потребительские кооперативы, общественные организации, религиозные объединения, благотворительные фонды, адвокатские образования и другие организации, указанные в пункте 3 этой статьи.
Таким образом, статьи 173.1 и 173.2 УК РФ направлены на пресечение использования подставных лиц в деятельности организаций. В частности, статья 173.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность для тех лиц, которые привлекают подставных лиц, включая фактических руководителей организаций. Она охватывает действия, связанные с внесением таких «руководителей» в ЕГРЮЛ.
Вообще, понятие подставного лица в настоящее время включает, как минимум, два основных варианта таких лиц:
1.Подставные лица, чьи данные были внесены в ЕГРЮЛ либо в результате введения в заблуждение, либо без их ведома;
2.Подставные лица, которые занимают должности в органах управления юридического лица, но не имеют реальной цели управлять им. В данном случае достаточно предоставить соответствующие документы, чтобы стать подставным лицом.
Кроме того, формальный анализ состава преступления, предусмотренного ст. 173.2 показывает, что закон ориентирован не столько на саму деятельность номинального руководителя, сколько на совершение действий, направленных на становление номинальным руководителем.
Поговорим о стандартах доказывания в указанной категории дел. Здесь заслуживает особого внимания Письмо ФНС от 28 января 2014 г. №СА-4-14/1215, в котором изложена методика действий налоговых органов, при обнаружении признаков таких преступлений.
При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий орган внутренних дел заявление, которое должно содержать:
а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, включая следующие сведения: наименование, ОГРН и ИНН, адрес ЮЛ, образованного (созданного, реорганизованного) с участием подставных лиц; ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, адрес физического лица, являющегося учредителем (участником) или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение которого было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены данные о таком юридическом лице;
б) описание предусмотренного законодательством РФ порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в регистрирующий орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.
К заявлению налогового органа прилагаются:
- копии документов, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании ЮЛ, и (или) представленных в целях внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений;
- копии документов, содержащих информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ, в частности: копии поступившего в налоговый орган обращения и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение; копии объяснений должностных лиц, учредителей (участников) организации, иных лиц, полученных налоговым органом, в том числе в ходе проведения мероприятий налогового контроля, осуществления производства по делу об административном правонарушении;
- иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления.
Аналогичный порядок предусмотрен также и при обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ.
Далее следователем, опираясь на представленные материалы, будет принято решение о возбуждении уголовного дела. Безусловно, следователь обладает свободой выбора метода расследования, однако, в соответствии с устоявшейся практикой, для дел данной категории характерны следующие типичные тактические приемы:
·Допрос специалиста МИФНС России по вопросам порядка государственной регистрации юридических лиц, включая подачу документов и внесение сведений в ЕГРЮЛ. Специалист объяснит как общий порядок, так и процесс, использованный для регистрации конкретной организации, интересующей следствие.
·Допрос свидетеля, сотрудника МИФНС России, принявшего документы для регистрации юридического лица. Выясняются внешние приметы заявителя и его окружения, поведение при взаимодействии с налоговым органом, способность ориентироваться в документах, а также, был ли подписан документ в присутствии сотрудника или пакет был передан полностью.
·Изъятие видеозаписи с камер наблюдения налогового органа в день подачи документов для регистрации юридического лица с целью анализа и установления лиц, вовлекших подставное лицо в незаконную регистрацию, а также формирования доказательственной базы.
·Допрос подставного лица с целью выяснения его осведомленности о внесении сведений в ЕГРЮЛ и цели этого, круга лиц, участвующих в незаконном образовании юридического лица, их ролей, а также фактической деятельности предприятия, вознаграждения за указание в качестве учредителя и других контактов.
·Проведение обыска по месту жительства подставного лица с целью обнаружения печатей, штампов, бланков, документов о деятельности, банковских счетов, выписок, сведений о расходах и учете средств, контактов сотрудников и черновых записей. Также изымаются документы, оформленные подставным лицом, для использования в качестве образцов почерка при судебной экспертизе.
·Выемка средств связи и их осмотр для установления контактов в период, связанный с созданием и деятельностью юридического лица.
·Проведение иных следственных действий, включая допросы и взаимодействие с лицами, на которых указало подставное лицо.
Такой подход позволяет органам, проводящим расследование, собрать наиболее полную доказательную базу для её дальнейшего использования в процессе судебного разбирательства. Однако, несмотря на наличие уголовной ответственности, проблема фиктивных компаний остаётся всё равно достаточно актуальной. Это связано не только с недостаточной осведомлённостью граждан об ответственности, но и с трудностью выявления таких схем на практике. Такие компании создают проблемы не только для нормального исполнения фискальной функции, но и вынуждают честных предпринимателей тратить дополнительные усилия и средства для ведения честного прозрачного бизнеса, поскольку наличие таких субъектов обусловливает необходимость тщательной проверки контрагентов.