Комитетом Государственной Думы по финансовым рынкам подготовлены поправки о продлении права кредитных организаций, в отношении которых введены санкции, проводить реорганизацию в форме выделения (Законопроект № 581701-8).
Еще летом 2022 года Государственной Думой принят закон, который разрешил находящимся под санкционными ограничениями кредитным организациям проводить реорганизацию. Они получили право образовать новое юридическое лицо, перевести на него замороженные из-за ограничений активы и одновременно пассивы в виде обязательств перед иностранными кредиторами. Ожидалось, что механизм будет функционировать в течение одного года. В июле 2023 года Госдума продлила это право до 31 декабря 2024 года. Председатель комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов тогда рассказал, что данное решение реализовано в рамках принятия первоочередных антисанкционных мер.
В силу же новых поправок реорганизуемые кредитные организации не потеряют право на субсидии в рамках госпрограмм. Кроме того, реорганизация не будет основанием для отзыва независимых гарантий и поручительств, отказа в заключении с кредитной организацией соглашения о предоставлении госпомощи. Можно сказать, что законодатель «шлифует» механизм для длительного применения.
Законопроект был внесен в конце марта 2024 года и успешно прошел три чтения, по состоянию на 6 августа 2024 года находится в Совете Федерации РФ и с огромной долей вероятности будет принят.
Реорганизация кредитной организации в форме выделения нового юридического лица является достаточно нестандартным алгоритмом. Как правило кредитные организации проводят реорганизацию в форме слияния или присоединения, чтобы поглощать более мелких субъектов рынка; реорганизация также часто встречается как мера по предупреждению банкротства кредитной организации.
Предлагаемая властями схема позволяет выделять с балансов кредитных организаций всю санкционную часть легальным способом. Иностранные же кредиторы из так называемых «недружественных» стран, желающие получить средства, будут требовать их уже не с банка, а с выделенных юрлиц, т.е. банки не будут задействованы ни в судебных процессах, ни в арестах. Формально все законно, но способ, конечно же, экстремальный.
После предъявления требования к такой выделенной компании она ссылается на готовность исполнить требование, но имущество заморожено – имеет место быть форс-мажорное обстоятельство. В этой ситуации кредитор вправе в судебном порядке обращать взыскание на это имущество. И если у него получится, то компания лишится актива, но и требование в свою очередь будет погашено. В случае распоряжения активом иным образом, в том числе посредством обращения в собственность «недружественного» государства или третьей страны, кредиторы останутся ни с чем.
Еще летом 2022 года Государственной Думой принят закон, который разрешил находящимся под санкционными ограничениями кредитным организациям проводить реорганизацию. Они получили право образовать новое юридическое лицо, перевести на него замороженные из-за ограничений активы и одновременно пассивы в виде обязательств перед иностранными кредиторами. Ожидалось, что механизм будет функционировать в течение одного года. В июле 2023 года Госдума продлила это право до 31 декабря 2024 года. Председатель комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов тогда рассказал, что данное решение реализовано в рамках принятия первоочередных антисанкционных мер.
В силу же новых поправок реорганизуемые кредитные организации не потеряют право на субсидии в рамках госпрограмм. Кроме того, реорганизация не будет основанием для отзыва независимых гарантий и поручительств, отказа в заключении с кредитной организацией соглашения о предоставлении госпомощи. Можно сказать, что законодатель «шлифует» механизм для длительного применения.
Законопроект был внесен в конце марта 2024 года и успешно прошел три чтения, по состоянию на 6 августа 2024 года находится в Совете Федерации РФ и с огромной долей вероятности будет принят.
Реорганизация кредитной организации в форме выделения нового юридического лица является достаточно нестандартным алгоритмом. Как правило кредитные организации проводят реорганизацию в форме слияния или присоединения, чтобы поглощать более мелких субъектов рынка; реорганизация также часто встречается как мера по предупреждению банкротства кредитной организации.
Предлагаемая властями схема позволяет выделять с балансов кредитных организаций всю санкционную часть легальным способом. Иностранные же кредиторы из так называемых «недружественных» стран, желающие получить средства, будут требовать их уже не с банка, а с выделенных юрлиц, т.е. банки не будут задействованы ни в судебных процессах, ни в арестах. Формально все законно, но способ, конечно же, экстремальный.
После предъявления требования к такой выделенной компании она ссылается на готовность исполнить требование, но имущество заморожено – имеет место быть форс-мажорное обстоятельство. В этой ситуации кредитор вправе в судебном порядке обращать взыскание на это имущество. И если у него получится, то компания лишится актива, но и требование в свою очередь будет погашено. В случае распоряжения активом иным образом, в том числе посредством обращения в собственность «недружественного» государства или третьей страны, кредиторы останутся ни с чем.